Вся деятельность педагога в образовательной деятельности должна просматриваться и в образовательной программе. Для того чтобы Образовательная программа дополнительного образования детей соответствовала всем современным требованиям, педагог должен руководствоваться приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2066 № 06-1844
01.09.2013
года вступает в силу Федеративный закон «Об
образовании в Российской
федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ за исключением ряда положений (статей,пунктов), до
указанной даты силу имеет Закон РФ «Об
образовании» от 10.07 1992года №3266-1
(с
изменениями и дополнениями))
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Приложение к письму
Департамента молодежной
политики, воспитания и
социальной поддержки детей
Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844
ПРИМЕРНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
к
программам дополнительного образования
детей
Нормативно-правовой аспект.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации
«Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет
содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего
образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные
программы, направленные на решение задач формирования общей
культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы
для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Основные
и дополнительные общеобразовательные
программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях,
образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (законных представителей), согласно пункту 1 статьи 17
Закона.
Дополнительные
образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в
целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан,
общества, государства (статья 26
Закона).
К дополнительным
образовательным программам относятся образовательные программы различной
направленности, реализуемые:
в общеобразовательных
учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за
пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного
образования детей (Типовое положение
об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) и в
иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Содержание дополнительных
образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что
содержание образования
в конкретном образовательном учреждении определяется
образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов
экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание
условий для ее самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному
уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины
мира;
интеграцию
личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного
в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство
и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с
учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих
выпускников несет образовательное учреждение в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32
Закона.
Целями и
задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является
обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В
связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
-
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному
общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической, спортивно-технической, художественной,
физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической,
военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической,
естественно-научной);
-
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности,
доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения
(активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах
контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,
инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть
направлено на:
-
создание условий для развития личности ребенка;
-
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-
профилактику асоциального поведения;
- создание
условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и
отечественной культур;
-
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
-
укрепление психического и физического здоровья детей;
-
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура
дополнительной образовательной программы.
Дополнительная
образовательная программа, как правило, включает следующие структурные
элементы:
1.
Титульный лист.
2.
Пояснительную записку.
3.
Учебно-тематический план.
4.
Содержание изучаемого курса.
5.
Методическое обеспечение.
6. Список литературы.
Примерные
требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.
1. На
титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется
указывать:
-
наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная
программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной
программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется
дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В
пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует
раскрыть:
-
направленность дополнительной образовательной программы;
-
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель
и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные
особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
дополнительных образовательных программ;
-
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;
-
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса, этапы);
-
формы и режим занятий;
-
ожидаемые результаты и способы их проверки;
-
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.
д.).
3. Учебно-тематический
план дополнительной образовательной программы может содержать:
-
перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;
-
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические
виды занятий.
4. Содержание изучаемого курса дополнительной
образовательной программы возможно отразить через:
-
краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и
практических видов занятий).
5.
Методическое обеспечение может включать описание:
- форм
занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной
программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса,
дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм
подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной
программы.
6.Список
использованной литературы.
0 коммент.:
Отправить комментарий